ГОРЕ ОТ УМА: 6 ОШИБОК МЫШЛЕНИЯ, МЕШАЮЩИХ ПРОДУКТИВНО РАБОТАТЬ
Ментальные ловушки, описанные психологом Андре Кукла, — это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объёмы времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было. Мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений. Чтобы избавиться от них, прежде всего необходимо научиться их распознавать.
Упорство
Первая ловушка, упорство, — это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас — иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем — либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции. Моральное обязательство заканчивать всё однажды начатое сидит в нас глубоко. Нам трудно отбросить на полдороге даже явно бессодержательное занятие. Сам факт, что мы что-то начали, уже словно привязывает нас к исходу дела независимо от того, сохраняются ли причины нашей активности.
Мы подчиняемся и закону ментальной инерции. Начав что-то делать, продолжаем двигаться в том же психологическом направлении, пока не дойдём до конца. Как и в случае физической инерции, этот импульс может быть преодолён при воздействии других факторов. Скучные игры, бездарные телепередачи и распродажи вещей, которые нам не нужны, имеют одно счастливое свойство: рано или поздно они кончаются. Однако не все занятия могут закончиться сами. Работа, брак или привычка могут длиться без конца. Мы движемся таким безнадёжным курсом порой просто потому, что нам не приходит в голову пересмотреть наши цели. Если бы мы остановились и спросили себя, хотим ли мы и дальше двигаться в этом направлении, ответ мог бы оказаться предельно ясным. Да любая неуверенность в завтрашнем дне была бы лучше, чем опостылевшая работа восемь часов в день, пять дней в неделю, пятьдесят недель в году — до самой смерти!
Амплификация
Амплификация — это ловушка, в которой мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно, словно пытаемся убить муху кувалдой. Для решения каждой из задач требуется определённое количество работы. Если мы делаем слишком много, то растрачиваем наши ресурсы попусту. Примеры амплификации: отрепетировать речь столько раз, что собственные слова становятся скучными и безжизненными; набить чемоданы вещами, чтобы быть готовым к самым невероятным сюрпризам; заработать денег больше, чем мы в состоянии потратить; обсудить проблему с десятком человек, попросить совета у одиннадцатого.
В амплификации нередко наблюдается любопытный феномен повторения. Он заключается в том, что, закончив свою работу, мы тут же принимаемся делать её заново. В случае амплификации мы повторяем одни и те же действия, чтобы достичь всё большей и большей уверенности в том, что действительно завершили свою работу. В конце концов, всегда есть опасность, что мы что-то упустили. Прежде чем мы начнём снова просматривать сотни выписанных чеков, чтобы найти причину расхождения в 11 копеек в нашем балансе, стоит спросить себя: а согласны ли мы проделать ту же работу для другого человека за вознаграждение в 11 копеек?
Фиксация
При фиксации продвижение к цели заблокировано. Человек не может продолжать начатое, пока не дождётся телефонного звонка, разрешения, отгрузки сырья, вдохновения. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, он остаётся в подвешенном состоянии ожидания. Вряд ли нужно объяснять, что фиксация — это чистая потеря времени. Когда нельзя сделать ничего полезного для того, чтобы как-то приблизить цель, лучше всего забыть о ней и заняться чем-то ещё, даже если цель невероятно важна, а альтернатива представляет собой не более чем пустяк. Любая, даже самая малая, ценность лучше, чем просто убийство времени.
Часто по мере приближения летнего отпуска люди перестают заниматься серьёзными делами и прекращают наслаждаться отпуском до возвращения домой. Именно из-за фиксации на понедельнике труднее наслаждаться воскресеньем, чем пятничным вечером. Мы не позволяем себе полностью погрузиться в настоящее, потому что настоящее как бы не считается. Это пустяк, промежуточная картинка, позволяющая убить время, пока не начнётся настоящее действие. Пока мы не получим, наконец, диплом. Пока дети не вырастут. Пока не выйдем на пенсию. В ожидании настоящего шоу вся жизнь может пройти мимо, как сон. Но нет никакой нужды ждать. Мы уже то, что мы есть, — и это уже наша жизнь.
Реверсия
Иногда становится очевидно, что планы однозначно потерпели неудачу. Её последствия могут быть пугающими, но здесь ничего не поделаешь. Если и на этом этапе нас продолжает волновать всё та же проблема, значит, мы оказались в ловушке реверсии. При реверсии мы пытаемся изменить необратимое прошлое. Мы изобретаем призрачную вселенную условно-прошедших событий, заполненную всевозможными «было бы» и «надо было», в которой мы можем яростно трудиться над решением уже не существующей задачи столько, сколько душа пожелает.
Нереализованная возможность должна восприниматься как ощутимая нехватка чего-то в нашей жизни, прежде чем мы начнём предаваться реверсии. Но эта грань между нереализованным и ощущаемой нехваткой обладает магическим воздействием на наш мозг. Почему бы нам не считать разочарования просто несуществующими? Несостоявшийся визит друга и не свалившаяся на нас удача на бирже имеют абсолютно тот же статус, что и несуществующие добрые феи! То, что мы называем разочарованием, по сути не более чем часть настоящего, в котором мы должны жить и действовать. Потерять деньги — то же самое, что не иметь их с самого начала. Какая разница, как мы оказались в этой ситуации?
Опережение
Опережение — это ловушка, в которую мы попадаем, начиная слишком рано. Когда мы опережаем события, то сплошь и рядом перерабатываем, «предрабатываем» и работаем впустую. Особенно мы склонны попадать в ловушку опережения, когда принимаемся строить графики и планы на будущее. Преждевременные планы учитывают возможности, которые со временем могут исчезнуть. Тогда вся проделанная работа окажется напрасной. Менее всего мы нуждаемся в планах на будущее тогда, когда уже заняты ценной и конструктивной деятельностью. Достаточно знать, что, делая это, мы тратим время с пользой. И будущее подождёт, пока настоящее не закончится.
Тем не менее это одна из самых распространённых ментальных ловушек: решать, что делать дальше, прежде чем мы покончили с текущей задачей. Размышления о завтрашней работе дома у телевизора. Предвкушение обеда на работе. Обдумывание вечерних дел за обедом. Эту странную привычку можно назвать пошаговым опережением. Если мы постоянно размышляем о том, что делать дальше, то оказываемся не в состоянии заниматься насущными проблемами. В результате не удаётся решать проблемы с максимальной эффективностью. Страх будущего сродни первобытному страху перед ночью, заставляющему освещать всё вокруг, даже если мы не собираемся покидать пещеру. Когда мы будем готовы выйти, у нас хватит времени увидеть опасный обрыв.
Затягивание
Иногда, решившись на какое-то дело, человеку трудно приступить к нему. Ум просто отказывается сразу приступать к работе. Широко распространена привычка откладывать новое дело на какой-то определённый момент в будущем. Мы решаем начать нашу диету в понедельник, словно понедельник подходит для этой цели лучше, чем четверг. Обещания, данные себе в канун Нового года, относятся к той же категории. Частично такой перенос — это уловка, позволяющая оттянуть время и тешить себя иллюзией, что мы уже занимаемся данной проблемой.
В действительности перед нами стоит выбор: начинать или не начинать. Первой выигранной схватки с затягиванием оказывается достаточно. Стоит начать писать письмо — и написание второй фразы уже не кажется мучительным. Начало даже огромной работы часто бывает невероятно простым: взять в руки бумагу, ручку или чайную чашку. Вымыть одну чашку — да здесь и думать не о чем! А если захочется оставить всю эту затею, то по меньшей мере одна чашка будет чистой.
Комментарии
Отправить комментарий