Эмоциональное насилие над детьми: что это такое?



Об эмоциональном насилии над ребенком говорят значительно реже, чем о других видах насилия, несмотря на то, что его влияние на развитие детей ничуть не менее серьезно. Более подробно об этой теме — в материале, подготовленном при помощи специалистов центра Dardedze.
Эмоциональным насилием является как вербальное (словесное) насилие, так и различные действия, наносящие вред нормальному эмоциональному и социальному развитию ребенка. При этом разделяют две разновидности эмоционального насилия:
  1. эмоциональное равнодушие — несоблюдение эмоциональных потребностей ребенка. Такое поведение родителей или опекунов не дает ребенку необходимого ему внимания и поддержки, или их уровень не соответствует эмоциональным нуждам ребенка.
  2. Эмоциональное насилие — модель поведения родителей или опекунов, которая включает в себя такие воспитательные методы, как унижение, высмеивание, пренебрежение и т.п..
11 видов эмоционального насилия
Эмоциональное насилие напрямую связано с вопросами власти и контроля над ребенком. Самыми распространенными его формами являются:
1. Отталкивание:
Взрослые не принимают во внимание присутствие ребенка, не осознают его ценность. Различными способами дают ребенку понять, что он не желанен:
  • Постоянно прогоняют его.
  • Говорят ему, что от него никакого толку.
  • Обзывают.
  • Не разговаривают с ним.
  • Не обнимают, не целуют.
  • В семье, классе или дворе ребенка считают "козлом отпущения", винят во всех проблемах, держатся с ним иначе, чем с другими детьми.
    2. Игнорирование.
    Взрослые, чьи эмоциональные потребности не удовлетворены, как правило не способны адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. Они не интересуются ребенком, не могут или не умеют выразить свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания. Часто ребенок ощущает только физическое присутствие родителей, но не эмоциональное.
  • Взрослый ставит себя в позицию, в которой он эмоционально не доступен для ребенка.
  • Игнорирование не дает ребенку достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
    3. Изолирование
    Физическая изоляция — это физическое ограничение свободы ребенка в его собственной среде, например, ребенка закрывают в шкафу, оставляют одного в комнате. Изоляция очень часто связана с другими видами насилия, особенно физическим.
  • Взрослые не разрешают ребенку общаться, играть со сверстниками.
  • Ребенок постоянно находится в одних и тех же помещениях, ему не обеспечивается приток новых впечатлений, стимулирующих развитие.
  • Ребенок лишен возможности получить соответствующий опыт социального общения, ему запрещают самому строить отношения, дружить, что часто приводит к депрессии.
    4. Терроризирование
  • Родители (опекуны) выбирают одного ребенка,которого критикуют и наказывают.
  • Ребенка высмеивают за проявление эмоций.
  • Предъявляют к ребенку требования, не соответствующие его уровню развития или не понятные ему.
  • Ребенку угрожают, что его бросят, побьют, и т.п.
  • Ребенка воспитывают на страшных историях с плохим концом.
  • Заставляют что-либо делать с помощью запугивания.
  • Ребенок находится в небезопасной, угрожающей среде, где он, к примеру, становится свидетелем насилия или жестокости по отношению к близким.
    5. Безразличие, равнодушие
    Родители не реагируют на проявление ребенком жестокости, насилия по отношению к другим людям, животным. Позволяют быть свидетелем сцен насилия. Безразлично относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков. Допускают просмотр ребенком порнографических материалов, участие в антисоциальной деятельности (азартные игры, воровство, проституция).
    6. Эксплуатация
    Взрослые используют ребенка для реализации своих, а не его потребностей (например, перекладывание на ребенка ведения домашнего хозяйства, присмотр за младшими детьми). Ребенка также могут использовать для зарабатывания денег в своих интересах.
    7. Несоответствующее контролирование
    Может выражаться в трех различных вариантах:
    1. Недостаточный контроль — ребенок подвергается риску навредить себе или другим.
    2. Чрезмерный контроль лишает ребенка возможности самоутвердиться и нормально развиваться, исследуя среду и себя.
    3. Неадекватный контроль (то слишком много, то мало) приводит к проблемам в поведении ребенка, т.к. вызывает растерянность и непонимание ситуации, беспокойство. Страдает также интеллектуальное развитие.
    8. Унижение
    Ребенок чувствует себя так, как о нем отзываются взрослые, а не соответственно истинному положению вещей. Это ограничивает ребенка, занижает его самооценку, не позволяет реализовать свой потенциал.
    9. Безжалостность
    Ребенок должен ощущать себя в безопасности и любви, чтобы познать мир и построить с ним гармоничные взаимоотношения. При безжалостном отношении мир для него становится непонятен, и страдают все сферы обучения — социальная, эмоциональная, интеллектуальная.
    10. Непоследовательность
    Если во взаимоотношениях с ребенком взрослый последователен, ребенок легко усваивает, что у каждого действия есть определенные последствия. Последовательность позволяет ребенку быть уверенным, что его потребности будут удовлетворены. Если воспитатель непоследователен по отношению к ребенку, ребенок не способен учиться, при чем страдают все сферы обучения.
    11. Холодность в отношении к ребенку
    Дети строят отношения с окружающим миром через свои самые ранние отношения с родителями. Если отношения с родителями строятся на тепле и любви, то и мир дети воспринимают, как безопасное место, которое стоит познавать и исследовать. Если родители относятся к ребенку холодно, дети видят окружающий мир ненадежным и не доверяют ему. Ощущая холодность со стороны родителей и воспринимая мир злым и ненадежным, у детей появляются проблемы в построении отношений с людьми. Дети чувствуют себя недостаточно уверенно, чтобы успешно учиться, исследовать и познавать новое.
    12. Деградация
    Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, публичное унижение ребенка.
    Часто насильственные методы воспитания используют те родители, которые сами испытывают чрезмерно большой стресс. Причины этого стресса могут быть самыми разными:
  • Финансовые проблемы — часто ограниченные финансовые ресурсы становятся источником чрезмерного напряжения и стресса в семье. Когда родители не могут обеспечить нужды ребенка, они испытывают чувство вины, ощущают себя неудачниками.
  • Социальная изоляция — без помощи и поддержки со стороны родственников, друзей и соседей бесконечные рутинные ежедневные обязанности могут вызвать серьезный стресс у родителей.
  • Проблемы в браке — неразрешенные проблемы между партнерами, ссоры и разногласия в семье часто являются причиной эмоционального насилия над ребенком.
  • Недостаток знаний — родители, у которых не хватает знаний о развитии и воспитании ребенка зачастую предъявляют к детям слишком высокие требования. Если ребенок не может им соответствовать из-за возраста или уровня развития, к нему применяются насильственные методы воспитания.
  • Болезнь — ребенка или другого члена семьи создает серьезную дополнительную эмоциональную и финансовую нагрузку. У больного всегда есть свои особенные потребности, которые требуют дополнительных забот и обязанностей. Это создает стрессовую ситуацию, которая и приводит к насилию над ребенком.
  • Зависимость от алкоголя и наркотиков — вещества, вызывающие зависимость, серьезно понижают способность человека контролировать свои эмоции. В семье возникают так же финансовые и юридические проблемы, что создает еще большее напряжение.
    Некоторые родители считают, что ребенка не надо хвалить и уделять ему слишком много внимания, т.к. боятся избаловать и испортить его. Другие считают, что ребенок должен молчать, пока его не спросят, и вообще "прилично себя вести". Запугивание и унижение, по их мнению, являются способами сохранить контроль и порядок. Некоторые взрослые сами в детстве были сильно травмированы и привыкли к такому стереотипу общения.
    Последствия эмоционального насилия
    Эмоциональное насилие является чаще всего остается нераспознанным, и поэтому ни ребенок, ни родители не получают своевременной профессиональной помощи. Другие виды насилия можно распознать по физическим следам (синяки, раны), по рассказам ребенка. Эмоциональное же насилие диагностировать особенно трудно. Ребенок может долго не проявлять никаких признаков-индикаторов, характерных для пострадавшего. Тем не менее, на психике ребенка остаются глубокие следы, которые в последующем проявляют себя самым неожиданным образом.
    Главными последствиями являются низкая самооценка, эмоциональные проблемы и проблемы в построении отношений. В первом случае ребенок, старадающий от эмоционального насилия, вырастает с уверенностью, что он плохой, бестолковый и заслуживает плохого отношения. Эмоциональные проблемы замедляют эмоциональное развитие ребенка. Позже появляются трудности в проявлении собственных эмоций, человеку тяжело понять чувства других. Проблемы в построении отношений — слабое эмоциональное развитие и отсутствие доверия к людям серьезно мешают ребенку строить и поддерживать отношения с людьми.

  • Что делать родителям, чтобы эмоционально не навредить ребенку?
    1. Остановиться и успокоиться. Задуматься, что ты делаешь. Почему ты так "завелся"? Ты действительно злишься на ребенка, или тебя беспокоит что-то другое? Как бы ты себя чувствовал, если бы с тобой так обращались?
    2. Выйти. Когда ты сердишься, успокойся, прежде чем срывать свой гнев на ребенке.
    3. Обсудить с тем, кому ты доверяешь эту проблему. Поговори с кем-то из друзей, членов семьи. Возможно, они переживают те же проблемы с детьми. Выясни, как они поступают в подобных ситуациях. Часто уже сам факт, что другие тоже проходят через те же проблемы, помогает успокоиться. Может, у них возникнут какие-то идеи, как решить этот вопрос.
    4. Посещать группу поддержки родителей. Приемам воспитания и дисциплинирования ребенка можно научиться. Дети ведут себя гораздо лучше, если регулярно получают подтверждение родительской любви и похвалу за хорошее поведение.
    5. Уменьшить стресс в своей жизни. Обратись к помощи профессионалов, если не можешь решить какую-то проблему. Профессионал поможет разобраться в причинах стресса и найти способ от него избавиться, вместо того, чтобы срывать его на детях. В результате станет гораздо легче выделить позитивные моменты в жизни ребенка.
    Как помочь ребенку?
    1. Уделяй время каждому своему ребенку. Регулярно говори ему, что ты его любишь.
    2. Будь опорой для своего ребенка. Это не значит, что ты не можешь на него рассердиться. Но ребенок должен знать, что ты любишь его даже если сердишься.
    3. Защищай своего ребенка от насилия. Дом должен быть для ребенка надежным и безопасным местом. Но важно также научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
    4. Хвали ребенка. Хвали его способности, таланты, отмечай его сильные стороны. Если замечаешь как что-то получается у него лучше, чем у других, не забудь сказать ему об этом.
    5. Научи ребенка справляться с неудачами. Ни у кого не получается абсолютно все. Ребенок должен знать, что не все будет удаваться. Неудачи должны служить стимулом для дальнейшего развития.
    6. Научи ребенка думать и самостоятельно решать проблемы. Но будь доступен для него, когда он хочет обсудить с тобой свои проблемы, мысли, чувства.
    7. Уважай чувсива и мысли своего ребенка. Ребенок такой же человек, как и взрослые, и так же заслуживает уважения и позитивного отношения к себе.
    Удостоверься, чувствует ли ребенок себя так, как хотел бы себя чувствовать ты — любимым, уверенным в себе, нужным.
    Как распознать эмоциональное насилие?
    Признаки эмоционального насилия проявляются как в поведении детей, так и в поведении самих взрослых. Для детей характерны следующие прищнаки:
  • такие привычки, как сосание или кусание пальцев, ребенок раскачивается, бьется головой,
  • антисоциальное, деструктивное поведение,
  • нарушения сна,
  • саморазрушающее поведение,
  • депрессия,
  • низкая самооценка,
  • недоверие к людям,
  • повышенная тревожность,
  • немотивированый страх,
  • агрессия,
  • эмоциональная нестабильность,
  • безосновательные жалобы на здоровье,
  • чрезмерная пассивность,
  • мысли о самоубийстве,
  • воровство,
  • невозможность достичь успехов ни в одной сфере,
  • поведение, не соответствующее возрасту и уровню развития,
  • отчуждение от людей,
  • негативные высказывания о себе,
  • чрезмерная потребность во внимании,
  • чрезмерная стеснительность и др.
    Родители:
  • обвиняют или унижают ребенка,
  • игнорируют или отталкивают его,
  • не проявляют своей любви к нему,
  • по-разному относятся к своим детям,
  • отказываются принимать участие в решении проблем ребенка,
  • не заботятся о нем,
  • возлагают слишком большие требования и надежды, не соответствующие уровню ребенка,
  • сами не в состоянии строить близкие отношения,
  • безразличие,
  • депрессия,
  • отчуждение,
  • низкая самооценка,
  • повышенная тревожность,
  • чувство вины или стыда,
  • частые слезы,
  • самообвинения,
  • чрезмерная пассивность,
  • социальная изоляция,
  • зависимость от алкоголя, наркотиков,
  • нервозность,
  • избегание контакта глаза-в-глаза,
  • попытки самоубийства,
  • отсутсвие реакции на потребности ребенка, и др.

    Статья подготовлена на основе материалов, представленных центром против насилия Dardedze; (Циецерес 3а, Рига, LV-1002, тел. 7600685). 
  • Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    ЛЮДИ БУДУЩЕГО. ШЕСТЬ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ НА СТЫКЕ С IT

    Система Якова Трахтенберга

    The Jobs That Artificial Intelligence Will Create